МЧС РОССИИ
Главное управление Министерства Россиийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области

ГУ МЧС России по ЕАО / Деятельность / Пресс-служба Главного управления / Технический регламент в сфере пожарной безопасности

Региональная политика

Проводимые конкурсы

Адреса и телефоны

Статистика

Мониторинг

ГУ МЧС России по ЕАО:
679016, ЕАО г.Биробиджан,
Ленина 34"а"

Приемная:
(42622) 2-60-29
(42622) 4-12-00 (Факс)

Пресс-служба:
(42622) 2-24-09

Единый телефон доверия МЧС России по ЕАО:
(42622) 2-39-99

   

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

(при использовании данной информации ссылка на пресс-службу Главного управления МЧС России по ЕАО обязательна)

Сегодня МЧС России ведет активную законотворческую работу, направленную на урегулирование законодательства в вопросах обеспечения защиты населения от пожаров и других чрезвычайных происшествий. Об одном из ее направлений – разработке проекта технического регламента «О пожарной безопасности» рассказывает статс-секретарь – заместитель министра МЧС России Владимир ПУЧКОВ.
- Владимир Андреевич, в последнее время много дискуссий ведется вокруг технического регламента «О пожарной безопасности». 4 июля Госдума приняла этот документ в третьем, окончательном, чтении? Чем вызвано появление закона?
Появление технического регламента обусловлено требованиями времени. МЧС России осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, руководствуясь существующей нормативной правовой базой. К сожалению, многие нормативные акты сегодня уже устарели и нуждаются в оптимизации. Например, в настоящее время в области пожарной безопасности действуют более 2 тысяч различных документов, которые содержат более 150 тысяч требований. Даже если каждое требование будет занимать один лист, представьте себе книгу объемом в 150 тысяч листов! К тому же документы зачастую противоречат друг другу или дублируют друг друга, что затрудняет их применение как для владельцев объектов противопожарной защиты, так и для надзорных органов и создает поле для коррупционных проявлений. Многие из нормативных актов имеют ограниченный доступ, и где-нибудь в Иркутске, Хабаровске или Южно-Сахалинске вы их просто не найдете. Даже предприниматель Московской области с трудом сможет найти все необходимые документы на месте – для этого нужно ехать в столицу. Эти и другие проблемы и призван решить разработанный нами технический регламент. Он один и еще пять основных документов заменят две тысячи нормативных актов, регулирующих сегодня сферу обеспечения пожарной безопасности.
Техрегламент содержит понятные, как для собственников и простых граждан, так и для надзора, требования в сфере пожарной безопасности. Кроме того, он создает условия для внедрения аудита безопасности, то есть системы независимой оценки рисков. Это, в частности, повысит ответственность собственника и позволит ему самостоятельно выбирать способ охраны своего объекта.
- Прописаны ли в техническом регламенте нормы риска от пожаров для населения и промышленных объектов?
Мы впервые в России регламентировали нормы риска от пожара для населения – это одна миллионная. То есть в идеале, к которому мы стремимся, при пожаре допустима, (если можно это слово применить человеческой жизни, которая сама по себе бесценна), гибель одного человека на миллион. Для предприятий с учетом их особенностей этот показатель составляет одну десятитысячную.
Если человек пришел устраиваться на работу на предприятие, то он должен знать обо всех возможных рисках, в том числе и в области пожарной безопасности. И если человек сознательно идет на эти риски, то владелец предприятия должен ему соответственно платить, а все риски должны быть застрахованы.
Одна миллионная - это та перспектива, к которой мы должны стремиться в обеспечении пожарной безопасности в России. Такие же подходы существуют в странах Западной Европы, Японии и США. При доскональном соблюдении всех требований пожарной безопасности при отсутствии форс-мажорных явлений, в виде субъективного фактора – человека с его непредсказуемыми и не всегда правильными действиями (порой и умышленными поджогами) - этой нормы можно достичь. Пока же, к сожалению, показатели у нас совсем другие.
- Какие еще новые требования прописаны в техрегламенте?
Также в техническом регламенте впервые определено нормативное время прибытия пожарных подразделений для ликвидации пожаров. В настоящее время действуют абстрактные радиусы выезда: в городе – 4 км, в сельской местности - 10 км. Но, вы понимаете, можно ехать со скоростью 10 км/ч из-за «пробок» и разбитых дорог, а можно ехать быстрее. Сегодня же мы законодательно регламентировали, что пожарные подразделения должны прибыть на место происшествия и начать тушить пожар: в городе – в период до 10 минут, в сельской местности – до 20 минут. Достаточно жесткое требование, но мы сознательно идем на это, понимая свою ответственность за жизни и имущество людей.
- В городе пожарные подразделения из-за «пробок» часто не успевают прибыть на место происшествия в определенный техническим регламентом срок. Расскажите, что в данном случае следует предпринять?
Это комплексная проблема. Для ее разрешения необходима подготовка всех категорий населения в области культуры безопасности жизнедеятельности. Необходимо научить наших граждан, наших водителей пропускать машины со специальными сигналами, как бы это ни было трудно. Смогли же решить эту проблему в странах Западной Европы, где во многих городах проблем на дорогах не меньше, чем в Москве. Просто там привита эта культура: если едет машина со специальным сигналом, ее пропустят. Вдруг она спешит на помощь вашим родителям, близким, знакомым. Нам всем нужно относиться к этой проблеме по-другому, быть внимательнее и уважительнее друг к другу.
Но только культуры безопасности недостаточно. Нужен комплексный подход – от оптимального размещения пожарных депо до организации дорожного движения. При этом ответственность за состояние пожарной безопасности, правильную организацию дорожного движения, ремонт дорожного покрытия, строительство автостоянок, паркингов и развязок несут соответствующие руководители. И от эффективности их работы во многом зависит и пропускная способность дорог, и экологическая составляющая, и социальное настроение у водителей и пешеходов, и оперативность действий пожарных и спасателей, а в конечном итоге – наши жизнь и здоровье.
- Какие трудности возникали на пути принятия технического регламента «О пожарной безопасности»?
К сожалению, не все чиновники и бизнесмены правильно понимают требования технического регламента. Не все хотят появления такого федерального закона, потому что при размытом нормативном правовом поле некоторые граждане, привыкшие жить в старом измерении, чувствуют себя гораздо увереннее. Они предпочитают заплатить за что-то и как-то, но не решать вопросы пожарной безопасности цивилизованным способом. Это очень важная и актуальная проблема.
Мы столкнулись с серьезным противодействием при принятии проекта технического регламента «О пожарной безопасности» именно по этой причине. Дело в том, что этот документ имеет явно выраженную антикоррупционную направленность. А некоторые бизнесмены внутренне не готовы выходить на новые цивилизованные взаимоотношения в сфере безопасности. Это тоже проблема нашей общей культуры.
Порой сталкиваешься с такими абсурдными явлениями, о которых говорить в цивилизованном обществе просто неудобно. Ведь никому не придет в голову прыгать из самолета без парашюта. Но некоторые наши руководители считают, что вопросы безопасности жизнедеятельности, оценка рисков не так важны, что это просто дополнительные затраты и нагрузка на бюджет предприятия. Зачем ставить огнетушители в положенном месте, если можно обойтись без них? Зачем нужны эвакуационные выходы и сигнализация? Зачем держать аптечку и огнетушитель в автомобиле? Когда же случается трагедия, в результате которой гибнут люди, понимаешь, что эти вещи жизненно-необходимы. Поэтому каждый собственник должен чувствовать ответственность. Но ему нужна помощь. Не только надзор и контроль, без которых сегодня, к сожалению, невозможно обеспечить безопасность на социально-значимых объектах. Нужна повседневная кропотливая работа, просвещение и убеждение людей, принятие профилактических мер.
- Каким образом в техническом регламенте «О пожарной безопасности» прописаны вопросы, связанные со страхованием рисков на производстве?
Одним из элементов выстраивания цивилизованной системы безопасности в сфере производства является страхование риска, особенно перед третьими лицами. Если, скажем, я живу или работаю вблизи промышленного или другого объекта, представляющего опасность для моей жизни и здоровья, то его владелец должен эти риски застраховать.
Приведу пример. Мясокомбинат, как правило, имеет холодильные установки с аммиаком. В случае аварии на таком объекте, можно прогнозировать реальную опасность для людей, проживающих в непосредственной близости. Поэтому владелец должен застраховать все возможные риски. Но это не просто механическая процедура, при которой собственник платит деньги страховой компании и спокойно живет пару лет, а в случае аварии страховая компания рассчитается со всеми, кто попадет в зону чрезвычайной ситуации. Это, категорически не так. Именно страховая компания объективно заинтересована в комплексной оценке рисков производства. И она не будет страховать ваши риски, если у вас устаревшее оборудование, нет элементов защиты и т.д. Независимый эксперт осмотрит ваш объект и выставит требования, которые вы должны выполнить для обеспечения промышленной безопасности. А в случае их невыполнения, страховая сумма значительно возрастет, так как рисков, связанных с деятельностью такого объекта, возникает гораздо больше.
Выстраивание цивилизованных взаимоотношений между собственниками потенциально опасных объектов и страховым сообществом – это сложный и длительный процесс, но идти в этом направлении необходимо.
Скажу откровенно, не все готовы к внедрению этот системы. С одной стороны, противниками являются владельцы потенциально опасных объектов, заинтересованные в максимальной прибыли и незаинтересованные в независимом аудите технологических процессов, с другой стороны – страховые компании, которые не хотят брать на себя ответственность за потенциально опасные объекты. Чтобы сгладить эти моменты, проработать все вопросы, юридически обустроить эту сферу, мы предлагаем установить достаточно продолжительный промежуточный период до вступления законных требований в силу.
- Технический регламент принят. Когда он вступит в действие?
Отмечу, что до утверждения Государственной Думой технический регламент «О пожарной безопасности» прошел все процедуры согласования. Проведены общественные слушания, в том числе, и с участием представителей бизнеса, обсуждался на заседаниях соответствующих комиссий по техническому регулированию, прошел все процедуры согласования в комиссии по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, был рассмотрен на заседании Правительства России.
За это время текст документа был тщательно проработан, внесены десятки поправок, уточняющие формулировки, упрощены процедуры, четко регламентирован порядок реализации требований техрегламента, исключены все «двойные толкования» и ньюансы, способные привести к злоупотреблениям и коррупционным проявлениям. В этой большой работе участвовали депутаты Государственной Думы, представители бизнес-сообщества и общественных организаций, эксперты и юристы.
Технический регламент принят Государственной Думой, но вступит в действие только через девять месяцев. До этого момента должны быть приняты изменения в федеральный закон «О пожарной безопасности», которые приведут его в соответствие с федеральным законом «О техническом регулировании», а также будет создана доказательная база выполнения положений технического регламента и мониторинга практики его применения.
Сегодня общество в большинстве своем созрело для внедрения цивилизованных отношений, в том числе в сфере пожарной безопасности. Действие технического регламента позволит улучшить показатели пожарной обстановки, сохранить жизни людей, уменьшить количество погибших и пострадавших на пожарах, сократить материальный ущерб.

21 октября 2008 г. Биробиджан
Пресс-служба Главного управления МЧС России по ЕАО

 
Яндекс цетирование Rambler's Top100

© Главное управление МЧС России по Еврейской автономной области 2004-2009
при полном или частичном использовании материалов ресурса, ссылка на официальный интернет-сайт Главного управления МЧС России по ЕАО обязательна

Hosted by uCoz