Высокая плотность населения, концентрация промышленного производства, транспортной инфраструктуры и потенциально опасных объектов в современных населенных пунктах, особенно в городах, определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), повышенную опасность для жизни и здоровья населения.
Предупреждение и ликвидация ЧС являются актуальными задачами органов исполнительной власти и ведомственных служб на местах и требуют, как правило, согласованных совместных действий.
При угрозе или возникновении масштабных ЧС непосредственное руководство работами по их предупреждению и ликвидации возлагается на администрации городов и районов (местные администрации), а также на городские и районные координирующие органы РСЧС - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и постоянно действующие органы управления местного (городского, районного) звена Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - органы управления по делам ГОЧС. Важную роль при угрозе или возникновении ЧС играют также органы повседневного управления РСЧС - дежурные и дежурно-диспетчерские органы городских (районных) служб (дежурно-диспетчерские службы), которые при угрозе или возникновении масштабных ЧС немедленно приступают к выполнению возложенных на них задач. Дежурно-диспетчерские службы функционируют как в круглосуточном режиме и находятся в постоянной готовности к действиям, по проведению необходимых экстренных мер по защите населения в ЧС.
На этапе возникновения и в ходе ликвидации масштабной чрезвычайной ситуации возрастает необходимость координации действий дежурно-диспетчерских служб, а через них - действий сил и средств городского (районного) звена РСЧС, привлекаемых к аварийно-спасательным работам.
Необходимость создания единой дежурно-диспетческой службы продиктована имеющейся мировой практикой по облегчению обращений граждан к службам экстренного вызова путём ввода единых телефонных номеров ("911" в США и Канаде, "112" в Западной Европе), а также общей тенденцией к усилению взаимодействия муниципальных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций в рамках создания городских систем общественной безопасности.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1998 г. № БН-П4-20705 в целях обеспечения необходимого правового пространства для создания и развития ЕДДС в 1998 году был разработан пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказ МЧС России от 25.08.98 № 517 ввел в действие Концепцию соз-дания ЕДДС в городах Российской Федерации. Постановлением Госстандарта России от 9.11.99 № 400-СТ введён в действие ГОСТ Р 22.7.01-99 "ЕДДС. Ос-новные положения". В том же году были утверждены типовой штатный пере-чень и типовой табель оснащения ЕДДС.
С целью реализации единой научно-технической политики МЧС России в части создания автоматизированных систем (АС) объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) субъектов Российской Федерации и ЕДДС городов приказом МЧС России от 30.06.2000 № 351 определена головная организация и назначен Главный конструктор по созданию АС ОСОДУ и ЕДДС - ВНИИ ГОЧС, которым разработан и издан типовой технический проект АС ОСОДУ субъекта.
В его развитие были также разработаны типовые технические задания и технические проекты на создание АС ЕДДС для пяти категорий городов (по численности проживающего населения в соответствии с "Градостроительным кодексом РФ"), а также типовое специальное программное обеспечение (СПО).
Названные типовые проекты и СПО стали нормативно-технической основой для создания таких автоматизированных систем в субъектах Российской Федерации, которая в целом обеспечивала постепенное создание и развитие ЕДДС.
|